МАОУ Академический Лицей им. Г.А. Псахье
г.Томск
  • Детям с ограниченными возможностями здоровья

    С 2017 года в Академическом лицее функционирует 3 Автономных класса для детей с расстройствами аутистического спектра, в которых обучаются 23 ребенка.

      На протяжении первых двух лет команда педагогов плавно готовит ребят к инклюзии, подстраивая образовательную деятельность под индивидуальные особенности каждого ребенка.

      На первом этаже лицея выделен отдельный блок, где размещены 3 класса для особенных детей, кабинеты узких специалистов, оборудованные в соответствии со спецификой работы, а так же специализированные зоны для активностей и релаксации.

    Дети в лицее находятся с 8 утра до 2 х часов дня, после чего в сопровождении родителей посещают секции дополнительного образования.

      В каждом классе используется зонирование пространства, выделены учебная, игровая и зона релаксации. Каждый ребенок обеспечен комплектом необходимых учебников и дидактических материалов.

    Обязательным условием для обучения детей с расстройствами аутестического спектра является присутствие на уроке и в повседневной жизни тьютора.

      Тьютор в жизни ребенка является неким «мостиком» по выстраиванию взаимодействия между ребенком и учителем, ребенком и одноклассником, ребенком и родителем.

     В автономном классе также постоянно работают учитель-логопед и педагог-психолог. Занятия проходят в отдельных кабинетах, которые представляют собой уникальное пространство.

     В кабинете психолога установлена интерактивная песочница, релаксационный дождь, массажные коврики, сенсорные панели,  проектор со светоэффектами.

      В кабинете учителя-логопеда находится интерактивная панель, специализированная  массажная кушетка, логопедическое оборудование, кукольный театр, разнообразные развивающие пособия и игры.

       Стоит отметить и уроки физкультуры на которых используются подвижные игры разной направленности для формирования вербальной и невербальной коммуникации.

    Уроки физкультуры проводятся в специально оборудованном спортивном зале, в котором созданы условия для развития двигательной активности детей  с расстройствами аутистического спектра. Здесь есть специальные тренажеры, мягкие модули, визуальная разметка, помогающая ориентироваться в пространстве.

     Вся работа педагогического коллектива направлена на адаптацию детей с РАС к социуму и их вовлечение в совместную деятельность с окружающими людьми. Уже ставшие традиционными инклюзивные переменки помогают особенным детям чувствовать себя комфортно в кругу сверстников

      Для формирования положительного опыта социального взаимодействия  и совершенствования коммуникативных навыков дети не только посещают библиотечные уроки, концерты и театральные постановки, но и активно участвуют во всех общелицейских мероприятиях и в выездных мероприятиях.

     Находкой для работы с детьми с РАС стало оборудование игровой комнаты формате сенсорно-динамического зала «Дом Совы» - комплексом для сенсорно-динамических занятий по методам сенсорной и сенсомоторной интеграции. На данный момент это одно из любимых мест детей, поэтому она активно используется в течении дня.

     В «Доме Совы» дети могут разгрузиться от накопленных переживаний. Благодаря сенсорному оборудованию у них создается положительный эмоциональный настрой.

      Значимым является тот факт, что все пространства Академического лицея открыты для обучающихся с РАС: библиотека, кабинет робототехники, актовый зал, спортивный зал.

     На прилегающей к лицею территории расположены различные спортивно –игровые площадки, которые предназначены для прогулок и проведения уроков физкультуры.

     Стараниями педагогического коллектива в лицее создана благоприятная творческая атмосфера, которая способствует развитию и раскрытию природных талантов детей с РАС. Дети принимают участие в различных творческих конкурсах и выставках: рисуют, поют, читают стихи, занимаются театральной деятельностью. Примером может служить первая персональная выставка рисунков  талантливой ученицы  «Автономного класса», организованная в холле первого этажа  лицея.

      Отбор детей в классы производился по рекомендации городской ПМПК в соответствии с требованиями ФГОС НОО и СанПиН.

          Дети обучаются по АООП НОО по вариантам 8.2 (рассчитана на 5 лет обучения) и 8.3 (рассчитана на 6 лет обучения), которые включают в себя как учебную, так и внеурочную деятельности. Для обучающихся проводятся как групповые, так и индивидуальные коррекционные занятия, разработанные под каждого ребенка в соответствии с ИОМ, в которые входят обязательные занятия с педагогом-психологом с целью развития эмоционально-личностной сферы и коммуникативных навыков, учителем-логопедом с целью развития всех сторон речи. Дети участвуют в совместных мероприятиях, которые проводятся для обучающихся лицея: игры, соревнования, конкурсы, конференции и др.         
         Профессиональный коллектив лицея ставит перед собой цель: создание условий для постепенного и последовательного освоения обучающихся с РАС учебного материала в усложняющейся и динамично развивающейся образовательной среде. Педагогический коллектив лицея на пути создания целостной системы специальных образовательных условий: начиная с общих, необходимых для всех категорий детей с ОВЗ, до частно - специфических и индивидуально - ориентированных, определяющих эффективность реализации образовательного процесса и социальной адаптированности ребенка в полном соответствии с его конкретными особенностями и образовательными возможностями. В лицее созданы все условия для обучения детей с особыми образовательными потребностями.
         Внедряемая нами модель обучения (Автономный класс для обучающихся с РАС) предполагает для детей постепенное расширение интегративного образовательного пространства. Если на первых этапах предполагается только социальная интеграция (дети ходят в столовую, посещают общелицейские мероприятия, раздеваются в общей раздевалке и др.), то на последующих этапах обучающиеся с РАС в сопровождении тьютора посещают отдельные уроки в общеобразовательных классах.  После обучения в автономном классе обучающийся может быть переведен в общеобразовательный класс и обучаться в режиме полной инклюзии.

     В 2022- 2023 учебном году 4 выпускника автономного класса перешли в 5 класс лицея они будут обучаться в сопровождении тьютора в инклюзивном классе, 4 ребенка перешли в другие образовательные учреждения в соответствии с рекомендованными ПМПК АООП.

    Продолжает работу стажировочная площадка «Апробация эффективных механизмов реализации адаптированной программы для детей с расстройством аутистического спектра в соответствии с ФГОС». запланированы семинары и мероприятия по распространению опыта работы с детьми с РАС по средствам автономного класса.

     Ежегодно в декабре  стартует Региональный дистанционный литературный конкурс «Новогоднее вдохновение» среди детей с ОВЗ (РАС), проводимый нашим лицеем.

    Изображения.

    Адаптивные программы дополнительного образования, секции и кружки

    Свяжитесь с нами через форму обратной связи

    Меры поддержки

    Мера поддержки 1.
    Мера поддержки 1
    Питание Соцподдержка ОВЗ
    Разместите описание мер поддержки. Примерно от 50 до 100 символов.
    Мера поддержки 2.
    Мера поддержки 2
    Стипендия ОВЗ
    Разместите описание мер поддержки. Примерно от 50 до 100 символов.

    Информация для родителей по оказанию образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья в школе

    Условия реализации инклюзивного образовательного пространства в лицее

    Кадровое обеспечение:
     

    • 3 учителя начальных классов для детей с РАС;

    • 4 тьютора;

    • педагог-психолог;

    • учитель-логопед;

    • учитель-дефектолог

    • учитель физического воспитания;

    • координатор.

    Все работники имеют специальную профессионально - педагогическую подготовку для работы с обучающимися РАС в условиях инклюзивной практики, с выстроенной в систему повышением квалификации по данному направлению.

    Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

    Материально-техническая база:

    1. Общелицейское пространство.
    2. Многофункциональное пространство:

     

    • игровая комната;
    • спортивный зал;
    • кабинеты психолога и логопеда.  

    Учебное пространство класса:

    • учебная зона;
    • зона отдыха;
    • стенды для съемного дидактического материала;
    • индивидуальные парты с закруглёнными углами.
    • оборудование для комнаты отдыха: мягкая мебель, ковровое покрытие, аудиооборудование (с набором дисков с записями музыки, звуков природы и пр.);
    • оборудование для сенсорной интеграции (тактильное оборудование, фибероптические светоэффекты);
    • Интерактивное оборудование (песочница iSandBOX);
    • ширмы;
    • мягкие маты и модули;
    • наборы игр для театрализации;
    • правила поведения в школе, классе, визуальное расписание с распорядком дня и сменой видов деятельности, визуальный календарь погоды; схемы, диаграммы и пр.
    • Комната сенсорной разгрузки с комплексом.
    Подробнее об оборудовании школы для детей с ограниченными возможностями
    Подробнее об оборудовании школы для детей с ограниченными возможностями
    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie