Медиация - одна из технологий альтернативного урегулирования споров (англ. alternative dispute resolution, ADR) с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны — медиатора.
Цель службы медиации (примирения) - развитие восстановительного способа реагирования на конфликты и правонарушения.
Задачи службы медиации (примирения):
- ограничение административных и карательных реакций на конфликтные ситуации, нарушения дисциплины и правонарушения несовершеннолетних и развитие восстановительных практик (медиации);
- формирование и продвижение ценностей восстановительной культуры среди педагогов, обучающихся и их родителей.
В службу медиации лицея входят несколько педагогов, получивших специальные навыки проведения медиации и несколько членов службы из числа обучающихся и родителей (по желанию). Полномочия членов службы зависят от наличия у них навыков проведения медиации и действующего в организации положения о службе медиации (примирения).
В лицее применяются разные формы восстановительного подхода: круги сообщества, восстановительная медиация, лицейская конференция и другие (на выбор и по решению организации), целью которых является содействие в скорейшем урегулировании конфликта в интересах сторон.
Восстановительная медиация – встреча спорящих сторон «за столом переговоров» в присутствии посредника - медиатора, который направляет беседу так, чтобы встреча не переросла в новый конфликт и взаимоудовлетворяющая договоренность была достигнута. При необходимости проводятся переговоры о заглаживании (возмещении) причиненного вреда. Ответственность за результат встречи лежит на ее участниках.
Медиация может применяться в случаях конфликтов или мелких криминальных ситуаций (краж, драк), конфликтах между учениками и учителями, непонимании или спорных ситуациях между родителями и педагогами и т.д.